Сканирование. Из прошлого в наши дни. Часть 1.

Сегодня никого уже особенно не удивишь компьютером с четырехъядерным процессором, двумя гигабайтами ОЗУ, и ПЗУ с размерами под шестнадцать полнометражных кинолент, уютно лежащим в вашей ладони. В котором также, помимо названного, есть телефон, фотоаппарат, записная книга, будильник и много еще чего полезного для человека, живущего в век информационных технологий. Развитие технологий идет со сверхсветовой скоростью, порой то, что сегодня утром считалось новым, лучшим и современным, завтра становится устаревшим и не актуальным. Сегодня, я хотел бы рассказать о сканировании, откуда есть и пошла земля русская технология получения оцифрованных изображений.



Появлению сканера способствовало появление несколько иных по своему назначению устройств. И самое близкое на шкале времени – это, несомненно, факс, со вполне очевидной аналогией получения изображения в электронном виде.

   Своим появлением факс, который мы знаем, обязан изобретением в далеком 19 веке (1857г. ~ 1862г.) монахом Джованни Казелли пантелеграфа - системы отправки и получения изображений на большие расстояния посредством телеграфа. Изображения, переданные телеграфом, были воспроизведены при помощи электрохимических реакций. Эта система была фактически первым опытным образцом факса.

Итальянец Джованни Казелли был физиком и, на момент своего известного изобретения, преподавал в университете Флоренции. В 1856 году результаты его работ заинтересовали Герцога Тосканы, и в следующем году Казелли был приглашен в Париж. В Париже огромную поддержку и помощь в своем деле он получил от известного изобретателя -  инженера-механика Поля Гюстава Фромана.
   
   Казелли был не единственный, кто создавал подобное устройство, например англичане Бэйн и Бэйквелл, однако, он первый смог синхронизировать передающее и приемное устройства, благодаря чему удалось отправить и получить изображение без искажений. Свою машину он назвал "pantelegraph" (Pantèlègraphe) (слово - комбинация "пантографа" - инструмент, который копирует рисунок, и "телеграф" - машина, которая посылает сообщения по проводу).

Сам Император Наполеон III, бывший большим поклонником механики и современных изобретений , 10-ого мая 1860 года, впечатленный демонстрацией рабочего пантелеграфа, оказал Казелли свое содействие и поддержку. 


Отлитая из чугуна, с высотой более 2 метров, эта примитивная машина работала следующим образом. На листе олова непроводящими чернилами было написано сообщение для передачи. Лист устанавливался на выгнутую металлическую пластину. Считывающая металлическая игла передатчика, построчно перемещаясь по этому «оригиналу», замыкала электрическую цепь на пустых участках и размыкала на участках с чернилами, формируя электрический сигнал. При помощи телеграфа данный сигнал передавался по проводной линии связи на приемник, где изображение воссоздавалось на листе бумаги, пропитанной раствором «прусских чернил», меняющим свою окраску под воздействием электрического тока. Так же последовательно, строка за строкой изображение возникало на этом листе.
 

Для синхронизации положений считывающей и печатающей игл использовались особо точные часы. Они управляли маятником, который был соединен с механизмами и шкивами игл, обеспечивая синхронность их перемещения на расстоянии.


Конечно, в пантелеграфе Казелли было много недостатков. Порой, передачи были совсем неразборчивы, что, скорее всего, объяснялось рассинхронизацией часов на передающей и приемной сторонах. Тем не менее система в течении нескольких лет использовалась на линиях связи между крупными городами Франции, Италии, Англии и, насколько известно, даже в России между Петербургом и Москвой.

Не смотря на свою «продвинутость», система не получила большого распространения. Сознательно или нет, был непонятный общий отказ в передаче чего либо, кроме банковской подписи или торговой марки. Телеграфные компании завышали цены на передачу изображений по своим сетям. Капиталовложения были направлены на поддержку и развитие именно телеграфной связи. В умах общественности, пантелеграф был связан исключительно с передачей изображения. Преимущество от его использования для передачи текста не были оценены. Вялые попытки обмена электронной информацией такого вида были предприняты в 1860-х. Компания Пантелеграф в Париже сделала немного, чтобы поддержать и развить данный вид связи. В итоге компания была выжита с рынка, что явилось ярким примером того, как новая и превосходящая технология не смогла прижиться из-за более ранней технологии, прочно вошедшей в жизнь.

Так и не найдя понимания и поддержки, пантелеграф Казелли вышел из обихода, став экспонатом в некоторых музеях. Сам автор умер разочарованным человеком во Флоренции в 1881 году.

Однако, примечательный факт, в 1961 году между Парижем и Марселем и в 1982 году в Почтовом Музее Рикьевира была осуществлена передача изображений на музейных экспонатах пантелеграфа Казелли, которые безупречно проработали по 6 часов в день в течение нескольких месяцев.

В 1863, два высокопоставленных государственных служащих Китайской Империи побывали на демонстрации пантелеграфа и не могли скрыть свое изумление и восхищение изобретением, которое решало проблему телеграфной передачи идеограмм. В 1884 году  далеко идущие переговоры между Китаем и Италией с целью выполнения экспериментов на пантелеграфе Казелли в Пекине, закончились ничем. Однако, этим особым способом использования телеграфа, очень ожидаемого самим Казелли, занялся намного позже японец, которому мы обязаны массовым распространением факса.




ОБСУЖДЕНИЕ: